

Как закреплять в речи ребенка правильные речевые звуки, поставленные логопедом
Консультация для педагогов и родителей
Логопед:
О.Р. Авербах
Как правило, после постановки звуков и начале их автоматизации в слогах, словах у родителей появляется масса вопросов и недоумений: почему ребенок продолжает говорить по-прежнему неверно.
Казалось бы, что сложного? Научился ребенок говорить трудный звук, и он тут же появляется в речи во всех позициях.
Конечно, было бы чудесно, если бы так было со всеми. Но это скорее редкость. В последнее время случаев в моей практике, когда ребенок дефектный звук моментально заменяет на правильный, не случается.
Чаще всего работа по автоматизации звуков идет постепенно от слога к слову, от слов к предложениям, от предложений к рассказам. У всех детей эти этапы проходят далеко не одинаково.
Главное – дать ребенку время на спокойную автоматизацию, проявить терпение и создать положительные эмоции.
Долгое время новый звук звучит по большей части в кабинете логопеда. Там фокус внимания ребенка настроен на автоматизацию нового звука. Стоит ребенку начать говорить на отвлеченные темы, как все, чему он только что научился, пропадает. И это нормально.
Для автоматизации нового звука в свободной речи необходимо время. Причем каждому ребенку свое. Кому-то месяц-два, а кому-то целый год. Все зависит от степени речевого нарушения. И тут всем следует проявить недюжинное терпение.
Каждому ребенку в процессе автоматизации звуков нужна поддержка близких. Это похвала, одобрение и создание условий для введения нового звука в речь.
Основное условие – увлекательная игра
Представим, что наш ребенок научился говорить звук [ш], и нам понятно, что звук не появится во всех словах самостоятельно.
Начнем вводить в бытовую речь пару слов: «шапка» и «шкаф». Привязываем работу над словами к процессу одевания на прогулку и раздевания после прогулки.
– Что ты надел на голову? – Шапку.
– Что я помогаю завязать? – Шапку.
– Что я открыла? – Шкаф.
– Куда нужно повесить одежду? – В шкаф.
Не забывайте восхищаться каждым хорошо сказанным словом.
Через некоторое время слова зазвучат уверенно и без ошибок. Это знак, что можно переходить к новым словам. Главное, чтобы слова не были оторваны от жизни: играем в «машинки» - отрабатываем слова «шины», «машина» или «машинка»; берем игрушки «кошка» и «мышка», кошка с мышкой бегают друг за другом, ребенок оречевляет игру: «Мышка убегай! За тобой гонится кошка!» и т.п. это будет интересно ребенку, и он быстро выучит слова.
Обратите внимание на слова со звуком [ш], не обозначающими предметы. Их в речи ребенка много и он часто их употребляет: «ваша», «наша», «потому что» (потому што), «конечно» (конешно).
Игры и развлечения многоборазны. Они занимают немного времени, и доставят двойную пользу ребенку от общения с родителями.
Игра «Найди слово со звуком…»
Находить слова со звуком можно по пути из магазина или детского сада, на прогулке или в автомобильной пробке: машина, шины, шапки, кошки, башня, вышка, шишки, бабушка, дедушка, крыша, пустышка и т.д. Игра может и должна повторяться через некоторое время неоднократно. Поскольку поначалу у родителя руководящая роль, а ребенок не сможет придумать много слов. Со временем ребенок запомнит слова со звуком, и будет с удовольствием их вспоминать.
Игра в мяч
Отрабатывать слова можно играя с мячом. Вы катите мяч ребенку, говорите слово, ребенок повторяет, катит мяч обратно.
Игра в поп-ит
Можно использовать поп-иты различных форм. До конца не ясно, почему детям так нравится нажимать на пупочки, но это работает. Неизменно поп-ит пользуется популярностью: сказал слово правильно, нажал на кнопку.
Игра «Накорми любимца»
Дети любят ухаживать за животными. У многих из них есть любимцы – грациозные кошки, служебные собаки или веселые мартышки. Рисуем на листе бумаги животное или находим картинку. Перед животным рисуем миску.
Говорим правильно слово или словосочетание и «кладём» в тарелку корм (рисуем шарик). Количество слов от 10 до 15. Следите за утомляемостью. Главное все делать весело и непринужденно.
Игры-бродилки
Можно купить или распечатать игру - бродилку.
Принцип простой – кидаем кубик, передвигаем фишки, говорим слова с нужным звуком.
Писать и говорить можно много.
Стоит усвоить главное - родительская заинтересованность в деле автоматизации звуков играет наиважнейшую роль.
В данной статье использованы материалы интернет источника:
https: ZBLbYF2r2BnDkn9h?ysclid=m1qbi4xg8z667087110