Выпускник ДОУ – успешный первоклассник.

28 апреля 2025 г.
Выпускник ДОУ – успешный первоклассник.
Выпускник ДОУ – успешный первоклассник.

Логопед: О.Р. Авербах

 «Школьное обучение никогда не  начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».  Л. С. Выгодский

Стало традицией в нашем ДОУ ежегодно приглашать учителей начальных классов на итоговые занятия в выпускные  группы дошкольников.

Много спорных вопросов – в чем плюсы (минусы) такой преемственности.

Учителям иногда кажется, что воспитатели не доработали отдельные моменты программы, а воспитатели говорят о завышенных требованиях к детям со стороны учителей.

Дошкольное   и   начальное   образование  это единый развивающий мир.

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений (В. Сухомлинский).

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет радость детства. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Если  обратимся к  портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по  основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный,  эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные общепринятые нормы. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 

Портрет выпускника начальной школы

Выполняющий  правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину.  Владеющий основами  умения учиться,  способный к организации собственной деятельности.  

Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей детский сад - школа.

Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить.

Психологи же считают, что  «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. А от первоклассников часто можно слышать на различных предметах «А мы это в садике делали!»

            К сожалению, заказ родителей к  ДОУ чаще связан со знаниями и умениями ребенка, а не с развитием личности. Родители на первое место поставили умение бегло читать, писать, решать сложные задачи; затем - психологическую готовность ребенка к школе и  
умение логически мыслить; и на последнем месте - умение ребенка быть самостоятельным.
           Необходимо,  чтобы педагоги ДОУ в своей работе обращали внимание на такие моменты развития детей как речь, коммуникативная компетентность, мотивация, позиция ребёнка и, безусловно, роль родителей в формировании этих компонентов школьной готовности. Смогли отказаться от копирования школьных технологий и форм организации обучения, а сделать приоритетной формой обучения, воспитания и развития дошкольника игру.

В любом случае, необходима  совместная работа. Учителя хотят иметь пакет исчерпывающей информации о результатах диагностических методик  по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада, чтобы в сентябре на основе полученных результатов спланировать коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Необходимо так организовать работу по преемственности детский сад –школа, чтобы минимизировать претензии друг к другу, а выработать алгоритм действий в интересах каждого ребенка.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie