

Логопед: О.Р. Авербах
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выгодский
Стало традицией в нашем ДОУ ежегодно приглашать учителей начальных классов на итоговые занятия в выпускные группы дошкольников.
Много спорных вопросов – в чем плюсы (минусы) такой преемственности.
Учителям иногда кажется, что воспитатели не доработали отдельные моменты программы, а воспитатели говорят о завышенных требованиях к детям со стороны учителей.
Дошкольное и начальное образование это единый развивающий мир.
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений (В. Сухомлинский).
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет радость детства. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Если обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Портрет выпускника ДОУ
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные общепринятые нормы. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Портрет выпускника начальной школы
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей детский сад - школа.
Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.
Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить.
Психологи же считают, что «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. А от первоклассников часто можно слышать на различных предметах «А мы это в садике делали!»
К сожалению, заказ родителей к ДОУ чаще связан со знаниями и умениями ребенка, а не с развитием личности. Родители на первое место поставили умение бегло читать, писать, решать сложные задачи; затем - психологическую готовность ребенка к школе и
умение логически мыслить; и на последнем месте - умение ребенка быть самостоятельным.
Необходимо, чтобы педагоги ДОУ в своей работе обращали внимание на такие моменты развития детей как речь, коммуникативная компетентность, мотивация, позиция ребёнка и, безусловно, роль родителей в формировании этих компонентов школьной готовности. Смогли отказаться от копирования школьных технологий и форм организации обучения, а сделать приоритетной формой обучения, воспитания и развития дошкольника игру.
В любом случае, необходима совместная работа. Учителя хотят иметь пакет исчерпывающей информации о результатах диагностических методик по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада, чтобы в сентябре на основе полученных результатов спланировать коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.
Необходимо так организовать работу по преемственности детский сад –школа, чтобы минимизировать претензии друг к другу, а выработать алгоритм действий в интересах каждого ребенка.