

Логопед: О.Р. Авербах
Второй период первого года обучения детей в группе компенсирующей направленности начинается с обучения ребят навыкам звукового анализа слов.
И каждый раз мы сталкиваемся с проблемой – насколько трудно дается дошкольникам формирование осознанного ориентирования в звуковом составе слова.
Первые попытки выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука мы стали делать еще два месяца назад. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и полным звуковым анализом.
При недоразвитии фонематического слуха, ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов и подготовить его к обучению грамоте.
Как же помочь детям освоить эти сложные навыки?
Для этого мы используем целый комплекс специальных игр.
1. Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]:.
- на уровне звука: У, О, А, У, У, А, И, О…
- на уровне слога: КА, КУ, ПУ, СА, СУ…
- на уровне слова: ЛУК, ЛАК, СУП, КОТ, СТУЛ…
2. Игра «Эхо».
- Послушай и повтори точно так же, как я:
ба-ба-па, ва-фа-фа, да-та-да, на-на-ма …
3. Игра «Сигнальщики».
Подними синий кружок, если услышишь звук [п]:
- на уровне звука: П, Р, К, Т, П, Х, П, П, М…
- на уровне слога: КУ, ПА, ТУ, ПУ, ХА, МУ…
- на уровне слова: ЛУК, СУП, ПУХ, КОТ, ПОТ…
4. Игра «Назови первый звук в слове».
- на уровне гласного звука: УУУСЫ, АВТОБУС, ОСЫ…
- на уровне согласного звука: МММАК, ХАТА, СОК …
5. Игра «Отхлопай слово». (Деление слов на слоги.)
СА-ПО-ГИ, СА-НИ, СОК, СА-ПО-ГИ, СА-СО-КА,
СА-ЛО, КО-СЫ, СУП …
6. Игра «Определение места звука в слове».
Где слышится звук [а] в слове МАК? (АРБУЗ, КУКЛА…). Чтобы ребёнок услышал заданный звук, нужно его выделить голосом и произнести более длительно, чем остальные звуки!
7. Игра «Собери слово».
Приготовь ладошки, чтобы ловить звуки. Лови звуки: Д, О, М. Сложи из них слово. Какое слово получилось? Ребёнок должен догадаться и назвать слово ДОМ. Аналогично с другими словами из 3-5 звуков.
8. Игра «Разбросай слово».
Взрослый называет слово КОТ (МАК, ДОМ, СУП и т.д.). А ребёнок показывает последовательно три пальца и называет соответствующие звуки: К, О, Т.
9. Игра «Цепочка слов».
Какой последний звук в слове КОТ? Назови слово на звук [т]… Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова,
- определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова),
- полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные), в речевом плане и по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно, и чтобы написание слова не расходилось с его произнесением.
Дети, посещающие группы компенсирующей направленности. занимаются по авторской адаптированной программе, в которой все задания даны в строгой последовательности.
Уважаемые родители, если вы будете точно следовать инструкциям, выполняя задания по рабочей тетради, то Ваши дети быстро смогут научиться анализировать звуковой состав слов!