Учимся называть звуки в слове по порядку

22 января 2025 г.
Учимся называть звуки в слове по порядку.
Учимся называть звуки в слове по порядку.

Логопед: О.Р. Авербах

Второй период первого года обучения детей в группе компенсирующей направленности начинается с обучения ребят навыкам звукового анализа слов.

И каждый раз мы сталкиваемся с проблемой – насколько трудно дается дошкольникам формирование осознанного ориентирования в звуковом составе слова.

Первые попытки выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука мы стали делать еще два месяца назад. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и полным звуковым анализом. 

При недоразвитии фонематического слуха, ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. 

Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов и подготовить его к обучению грамоте. 
Как же помочь детям освоить эти сложные навыки?

Для этого мы используем целый комплекс специальных игр.

1. Игра «Поймай звук». 
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]:. 
- на уровне звука: У, О, А, У, У, А, И, О… 
- на уровне слога: КА, КУ, ПУ, СА, СУ… 
- на уровне слова: ЛУК, ЛАК, СУП, КОТ, СТУЛ… 
2. Игра «Эхо». 
- Послушай и повтори точно так же, как я: 
ба-ба-па, ва-фа-фа, да-та-да, на-на-ма … 
3. Игра «Сигнальщики». 
Подними синий кружок, если услышишь звук [п]: 
- на уровне звука: П, Р, К, Т, П, Х, П, П, М… 
- на уровне слога: КУ, ПА, ТУ, ПУ, ХА, МУ… 
- на уровне слова: ЛУК, СУП, ПУХ, КОТ, ПОТ… 
4. Игра «Назови первый звук в слове». 
- на уровне гласного звука: УУУСЫ, АВТОБУС, ОСЫ… 
- на уровне согласного звука: МММАК, ХАТА, СОК … 
5. Игра «Отхлопай слово». (Деление слов на слоги.) 
СА-ПО-ГИ, СА-НИ, СОК, СА-ПО-ГИ, СА-СО-КА, 
СА-ЛО, КО-СЫ, СУП … 
6. Игра «Определение места звука в слове». 
Где слышится звук [а] в слове МАК? (АРБУЗ, КУКЛА…). Чтобы ребёнок услышал заданный звук, нужно его выделить голосом и произнести более длительно, чем остальные звуки! 
7. Игра «Собери слово». 
Приготовь ладошки, чтобы ловить звуки. Лови звуки: Д, О, М. Сложи из них слово. Какое слово получилось? Ребёнок должен догадаться и назвать слово ДОМ. Аналогично с другими словами из 3-5 звуков. 
8. Игра «Разбросай слово». 
Взрослый называет слово КОТ (МАК, ДОМ, СУП и т.д.). А ребёнок показывает последовательно три пальца и называет соответствующие звуки: К, О, Т. 
9. Игра «Цепочка слов». 
Какой последний звук в слове КОТ? Назови слово на звук [т]… Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. 

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа 

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

- выделение звука из слова,

- определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова),

- полный звуковой анализ. 

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные), в речевом плане и по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно, и чтобы написание слова не расходилось с его произнесением. 

Дети, посещающие группы компенсирующей направленности. занимаются по авторской адаптированной программе, в которой все задания даны в строгой последовательности.

Уважаемые родители, если вы будете точно следовать инструкциям, выполняя задания по рабочей тетради, то Ваши дети быстро смогут научиться анализировать звуковой состав слов! 

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie