



Логопед: О.Р. Авербах
Если мы понаблюдаем за играми детей в песочнице, то увидим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в форму, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дороги, целые города, разрушать и строить снова.
Используя песок (кинетический, цветной, с подсветкой) и мелкие игрушки, взяв на вооружение творчество и хорошее настроение, мы придумываем сказки в песочнице. Почему в песочнице?
Пожалуй, нет ребенка, который был бы равнодушен к играм с песком. Прежде чем дети успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горки, замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются разные истории и ребенок полностью погружается в игру.
Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт жизненных ситуаций.
Сказки на песке помогают развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
Существует много разных сказок… При желании можно воспользоваться готовыми или придумать свои. Научиться сочинять сказки может каждый. Стоит только начать – и вы сами будете удивлены, как легко и непринужденно, на радость детям, рождаются новые истории.
Из чего создаются сказки?
Из чего угодно: из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Просто надо оглянуться вокруг и представить обычную вещь в необычном месте. Пусть отдохнет умный разум: иногда из неразумности получаются славные истории.
Мы с детьми придумываем разные варианты сказок:
1. Перепутанные сказки.
Из путаницы всегда получается что-то свое, новенькое и занимательное. Причем путать можно как угодно: в знакомой сказке появляется новый герой: например, в сказке «Колобок» вместо колобка по лесу гуляет мыльный пузырь; из-за этого сюжет начнет изменяться.
2. Сказки заблудились.
Например: в сказке «Дюймовочка» вместо девочки - Дюймовочки появляется Мальчик-с-пальчик, сюжеты сказок меняются и идут по новому руслу.
В сказке возможно все.
Вы ничего не критикуете, а лишь только направляете, поддерживаете замысел ребенка, даете совет и оказываете необходимую помощь.
3. Сказка, рассказанная от третьего лица
Можно рассказывать знакомую сказку от имени какого-то сказочного героя, который находится в гуще событий. Рассказывая сказку от лица тех или иных персонажей, ребенок учится перевоплощаться в них, учится смотреть на одни и те же обстоятельства с разных точек зрения.
4. Сказки из шкатулки
Главный сказочник, приоткрывая шкатулку, наугад достает любой предмет, который и будет сказочным героем.
Вот, например, какие сказки сочинили дети совсем недавно на занятии с песком.
Про Чайничек. (Стиль детских слов сохранен).
Это было в одной квартире на кухне. Там жил маленький Чайничек. И однажды он заболел. Потому что в нем всегда кипятили воду, она была очень горячая. Чайничек не выдержал, и у него поднялась температура.
Тогда к нему пришла ягодка Малинка и фруктовинка Грушка. Они угостили чайничек своим вареньем (в оригинале – из себя), и Чайничек вновь стал здоров. С тех пор Чайничек, Малинка и Грушка всегда дружили и выручали в трудную минуту друг друга.
Как Овощи путешествовали.
Это было осенью. День стоял солнечный. В одном огороде выросли разные овощи. Скоро их должны будут убрать. Но они так нигде и не побывали. И загрустили.
Это заметили самолет и машинка. И решили исполнить их мечту. Сначала овощи полетали на самолете очень высоко, даже в облаках. Но не испугались. А потом еще покатались на машинке! Им было очень радостно. Теперь и на хранение убираться можно!
Придумывая сказки с детьми, взрослым необходимо помнить о правилах, которые помогают поддерживать их интерес к сочинительству.
- Слушайте, не торопите.
- Советуйтесь с ребенком.
- Одобряйте и поощряйте.
- Не берите инициативу на себя.
- Помогайте вопросами, но не настаивайте на ответах.
- Не критикуйте; вести сюжет и не сбиваться – это трудно.
- Смейтесь вместе, но не высмеивайте.
Сохраняйте сказки для детей и для себя!
Это самый лучший и самый легкий способ договориться с ребенком обо всем, дать ему знания о мире.
Это прекрасно лечит от капризов, показывает последствия плохих поступков. Это помогает познать себя.
Это дарит детство маленьким и большим.