Сссвистящие, жжжужащие, ррррычащие картинки! Консультация для родителей и педагогов.

21 октября 2024 г.
Сссвистящие, жжжужащие, ррррычащие картинки! Консультация для родителей и педагогов.
Сссвистящие, жжжужащие, ррррычащие картинки! Консультация для родителей и педагогов.

Учитель-логопед: О.Р.Авербах

В обучении детей звуковому составу слов незаменимыми помощниками стали картинки - звукосимволы. Что это такое? Так ли они необходимы?

У детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Н.Ф.Фомичевой. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка.

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности.

Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. На подготовительном этапе термины «гласные –согласные» не использую. Дети сначала должны понять, что при всем разнообразии звуков они делятся на две «семейки»: одни голосятся (эти звуковые песенки нам подарили герои сказки «Теремок»  мышка  -и-, лягушка –а-, зайчик –э-, лисичка –о-, волк –у-, медведь –ы-.

Другие же звуки  - «трудные», при произнесении во рту «ветерок» встречает преграду (губы, зубы, язык – в разной артикуляторной позиции для каждого конкретного звука). Одни из этих звуков произносятся только твердо (гномик в синем колпачке, другие – только мягко –гномик в зеленом колпачке, а есть и такие, которые можно произнести и твердо, и мягко).

Согласные звуки  воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Ребенок должен научиться выговаривать  звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Детям гораздо интереснее изучать звуки родного языка с опорой на зрительные символы, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения.

Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе.

Применение зрительных символов гласных звуков позволило  добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анали­за не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдаю­щих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

Многие родители (да и педагоги) недоумевают и часто задают вопрос: почему нельзя сразу учить с ребенком буквы? Зачем нагружать малыша «какими-то символами»? В чем их преимущество перед другими условными обо­значениями?

Если временно подменить одни символы (буквы) другими, кото­рые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольни­кам подготовку к обучению грамоте.

Мы используем  найти такие символы (Фомичевой Т.Ф.), которые легко усваиваются, быстро запомина­ются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного язы­ка.

Так, если ребенок утверждает, что в слове мак первый звук –ма-, то следует обратить его внимание на звукосимвол «бычок», и он без колебаний исправит себя:  -первый звук  -м-.

Конечно, одним занятием эти навыки не формируются, вот поэтому мы приготовили для родителей карточки звукосимволов для закрепления их детьми дома.

А без этого никак!!!

По материалам интернет источника: https://io.nios.ru/articles2/88/10/eti-trudnye-zvuki-ispolzovanie-zritelnyh-simvolov-zvukov-v-rabote-s-detmi-s

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie