

Обязательно следим за предлогами в речи детей
Консультация для педагогов и родителей
Логопед:
О.Р. Авербах
Обучая детей связному рассказыванию (по картине, из опыта, пересказу), постоянно обращаешь внимание на то, что дети часто пропускают предлоги, не употребляют их в речи, хотя верно понимают их смысловое значение.
Ранее, в предыдущих консультациях, было отмечено, что предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные.
И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).
Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».
На пятом году жизни дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).
В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между.
На своих занятиях мы знакомим детей с понятием, что предлог – это отдельное слово. Ребята могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить полосочками схему предложения. Одна полосочка – это одно слово. Например, в предложении «Папа едет на машине» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 полосочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «на» — это отдельное слово в предложении.
Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
Нашим детям очень нравится игра с котятами.
Для нее нам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)
Сначала читаем детям стихотворение, а потом просим прятать котят (куда котята спрятались, они узнают из стиха). Затем играем: откуда выбежал Снежок? (из сапожка). А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).
А на индивидуальных занятиях предлагаю ребенку придумать новые места в логопедическом кабинете, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и стульчиком, под ковром и т.д.)
Потом играем с ребенком в прятки. Он прячет котенка, а взрослый отгадывает и называет, где он находится. Затем меняемся ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно будет поменяться ролями.
Стихотворение к игре с предлогами «Котята»
Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)
Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны!
Желаю Вашим детям успехов в овладении родным языком!