Мы теперь - «подготовишки»!!! (Консультация для родителей и педагогов)


Учитель-логопед:
О.Р. Авербах
Последние денечки уходящего лета. И уже через несколько дней мы вновь встретим наших отдохнувших, повзрослевших детей! Тех же самых, но уже повзрослевших - подготовишек!
А это значит, что год предстоит очень ответственный – достойно подготовить ребят к обучению в школе.
Вполне ожидаемо, что логопед будет рассказывать о речевой готовности детей к школе.
Различают несколько критерий готовности к школьному обучению:
- состояние звукопроизношения – к 7 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи;
- полная – полная сформированность фонематических процессов – умение слышать звуки речи и различать их, дифференцировать, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове, посчитать количество звуков в слове, т.е. владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза;
- слогонаполняемость - умение произносить слова сложной слоговой структуры, типа – велосипедист, экскаватор;
- состояние словарного запаса – в активном словаре у ребенка должны быть в наличии все части речи, он должен понимать значение предлогов, знать обобщающие слова (мебель, насекомые, одежда и др.). Уметь подбирать и использовать в речи синонимы, антонимы, знать пословицы, поговорки, уметь понимать смысл фразеологических оборотов (переносный смысл слов) в речи и использовать в своей речи (У папы железный характер. У мамы золотые руки.);
- словообразование - уметь правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательным значением (стул-стульчик), словоизменение (дерево - деревья), согласование (красный шар, чистое окошко, ласковая кошка), управление (иду в школу, перелез через забор);
- выделять звуковые и смысловые различия между словами (майка-чайка- гайка-лайка), (нос –часть лица, нос- часть корабля);
- образовывать прилагательные от существительных (бумага - бумажный, шляпа из соломы - соломенная шляпа);
- сформированность грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Уметь отвечать полным предложением, пользоваться развернутой фразовой речью. Уметь работать с предложением;
- состояние связной речи: пересказать сказку, составить рассказ по сюжетной картинке. Уметь формулировать вопросы, развернуто и полно отвечать на них. Запоминать и пересказывать небольшие тексты, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного.
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Чтение сказок, стихов, художественных произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.
Читайте с ребенком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.
Можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах предложите свой вариант рассказа, а потом предоставьте ему «свободу действий». Не страшно, если сначала ребенок просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте. И, конечно же, речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамотной.
Не всегда у родителей есть возможность закреплять дома с детьми приобретенные навыки и полученные в детском саду знания.
Поэтому, не пропускайте занятия без уважительной причины. Потому что, когда есть система, тогда есть и результат!