Логопедическая группа – это совсем не страшно! Консультация для родителей, дети которых зачислены в группы компенсирующей направленности


Учитель-логопед:
О.Р. Авербах
В этом году многие родители испытывают нешуточное волнение – их дети идут не в обычную, а в специальную группу, компенсирующую недостатки речи. А все страхи только от недостаточной осведомленности о таких группах.
К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Вы прошли РПМПК и пришли в нашу группу, чтобы получить логопедическую помощь. И тут вас ожидают одни плюсы!
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Первые две недели сентября логопедом и воспитателями проводится обследование не только речи детей, но уровня их знаний по всем образовательным областям.
Общим для всех детей группы является нарушение формирования всех компонентов речевой системы: звуковой стороны, лексики (бедный словарный запас), грамматики (несформированность грамматического строя речи), связной речи (неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями).
Начнем мы коррекцию речи детей с исправления звукопроизношения. Это очень трудоемкий процесс, который включает в себя артикуляционную гимнастику, массаж (при необходимости), пальчиковые игры, постановку звуков, из поэтапную автоматизацию). Об этом будут отдельные подробные консультации на сайте нашего ДОУ.
Мы научим детей выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.
Сформируем и будем развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Познакомим со словесным составом предложения, грамматическими категориями.
Много будем работать над развитием связной речи дети.
И во всем этом вы постоянно будете получать консультативную помощь на страничке логопеда.
Основными являются индивидуальные занятия, которые проводятся ежедневно.
Кроме того, с детьми работают опытные педагоги, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними для развития всех высших психических функций детей.
Но работа даже самых опытных специалистов и педагогов может быть безрезультатной, если родители будут пассивны.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- логопедическая тетрадь (фонетический дневничок) – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.
- тетради забираются в конце недели, приносят их дети в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
- не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Всем успехов в совместной полезной работе!