

Организация логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющих проблемы в развитии
Консультация для педагогов и родителей
Логопед: О.Р. Авербах
В норме дети раннего возраста должны обладать определенным набором различных умений и навыков, в разных сферах таких как: социальной, самообслуживании, крупной и тонкой моторики, речи и понимании.
А на практике мы видим, что много детей имеют отставания от возрастной нормы в той или иной области.
Но родителей больше всего беспокоит, что ребенку уже исполнилось год, два или даже три, а малыш до сих пор еще не заговорил или говорит не совсем чисто и понятно, а на каком - то своем языке.
Они начинают искать специалиста – «волшебника», который может им помочь, проведет два - три занятия и все наладится. Приходят они к логопеду, а ребенок еще перед дверью в кабинет начинает плакать или так боится, что от мамы оторваться не может и на все вопросы и задания, даже те которые умеет выполнять, мотает головой: «Нет». Да и мама в первый приход забывает о том, как рос и развивался ее малыш и не может ответить на простые вопросы.
Маловероятно, что и в следующий раз малыш сможет выдержать обследование и занятие в обычной форме за столом. Что же делать специалисту, которому в таких непростых условиях нужно собрать необходимые сведения и провести коррекцию имеющихся отклонений.
В работе с такими детьми логопеды реализуют программу, основанную на методах «терапии средой», индивидуальный подход, которые позволяют следовать за ребенком, используя его естественные интересы, побудить желание к освоению обязательных стадий развития речи.
В процессе использования этих методов, взрослый старается понять, что ребенка увлекает и присоединяется к его занятиям, в итоге малыш быстрее привыкает к новым условиям, быстрее вовлекается во взаимодействие с логопедом. Кроме того на всех занятиях обязательным должно быть присутствие одного из родителей, так как перед специалистом стоит не только задача выявить и скорректировать существующие проблемы, но и научить, вовлечь родителя в этот процесс.
Целью таких занятий является организованная диагностическая, консультативная, коррекционная поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии речи или их предпосылками.
Основные задачи, которые предстоит решать:
- диагностическая;
- оказание коррекционно - развивающей помощи детям с нарушениями речи или их предпосылками;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка с нарушением речи или его предпосылками;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в развитии речи;
- стимуляция социального, познавательного, сенсорного, речевого, двигательного развития детей, формирование предметно-игровой деятельности;
- оказание информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка с выявленным нарушением речи или его предпосылками.
На первом этапе (подготовительном) осуществляется:
- первичный прием - выявление запроса родителей;
- заполнение родителями анкеты;
-первичная диагностика в процессе наблюдения за ребенком в его свободной деятельности и в игре с мамой, выявление реальной стадии развития речи ребенка.
На втором этапе (комментирование): ребенок свободно играет один или с мамой, а логопед комментирует действия ребенка.
На третьем этапе (присоединение): ребенок свободно играет один или с мамой, логопед наблюдает и ненавязчиво присоединяется, предлагает свои простые и усложненные игровые сюжеты, необходимые ребенку для прохождения дефицитного умения с самого начала, восполнив существующие пробелы. Одновременно рассказывая маме, что нужно делать, предлагая сделать также во время занятий и впоследствии повторять дома.
На четвертом этапе (рефлексия):
-диагностика речевых умений ребенка;
-при необходимости обсуждение с родителем вариантов дальнейшего речевого развития ребенка и возможных форм обучения.
Требования к месту проведения занятий
Комната (кабинет) для проведения занятий с детьми раннего возраста должен быть светлым, просторным, с напольным ковровым покрытием. Для работы необходимы столы и стулья, шкафы и полки под рост детей, настенные панно: звуковые, для развития мелкой моторики; песочный стол с подсветкой, дидактическая черепаха, горка, домик, сухой бассейн, наборы игрушек различной тематики и фактуры. Все должно быть доступно для детей раннего возраста.
Требования к проведению занятий:
-движение от простого к сложному;
-смена деятельности – спокойные упражнения сменяются подвижными играми;
-повторяемость упражнений и игр, чередование новых упражнений с уже знакомыми;
-активное участие родителей, выполняющих задания вместе с детьми и помогающих им.
Как правило, 90% детей, имеющих небольшие отставания в понимании и речи (по результатам анкетирования на выходе) значительно улучшают свои показатели.