Консультация Как работать с малышами

09 мая 2024 г.
Консультация Как работать с малышами.
Консультация Как работать с малышами.

Организация логопедической работы  с детьми раннего возраста, имеющих проблемы в развитии

Консультация для педагогов и родителей

Логопед: О.Р. Авербах

В норме  дети раннего  возраста должны обладать определенным набором различных умений и навыков, в разных сферах таких как: социальной, самообслуживании, крупной и тонкой моторики, речи и понимании.

А на практике мы видим, что  много детей имеют отставания от возрастной нормы в той или иной области.

Но родителей больше всего беспокоит, что ребенку уже исполнилось  год, два или  даже три, а малыш до сих пор еще не заговорил или говорит не совсем чисто и понятно, а на каком - то  своем языке.

Они начинают искать специалиста – «волшебника», который может им помочь, проведет два - три занятия и все наладится. Приходят они к логопеду, а ребенок еще перед дверью в кабинет начинает плакать или так боится, что от мамы оторваться не может и на все вопросы и задания, даже те которые умеет выполнять, мотает головой: «Нет». Да и мама в первый приход забывает о том, как рос и развивался ее малыш и не может ответить на простые вопросы. 

Маловероятно, что и в следующий раз малыш сможет выдержать обследование и занятие в обычной форме за столом. Что же делать специалисту, которому в таких непростых условиях нужно собрать необходимые сведения и провести коррекцию имеющихся отклонений.

В работе с такими детьми логопеды  реализуют программу, основанную на методах «терапии средой», индивидуальный подход, которые позволяют следовать за ребенком, используя его естественные интересы, побудить желание к освоению обязательных стадий развития речи.

В процессе использования этих методов, взрослый старается понять, что ребенка увлекает и присоединяется к его занятиям, в итоге  малыш быстрее привыкает к новым условиям, быстрее вовлекается во взаимодействие с логопедом. Кроме того на всех занятиях обязательным должно быть присутствие одного из родителей, так как перед специалистом стоит не только задача выявить и скорректировать существующие проблемы, но и научить, вовлечь родителя в этот процесс.

Целью таких занятий является организованная диагностическая, консультативная, коррекционная поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии речи или их предпосылками.

Основные задачи, которые предстоит решать:

- диагностическая;

- оказание коррекционно - развивающей помощи детям с нарушениями речи или их предпосылками;

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка с нарушением речи или его предпосылками;

- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в развитии речи;

- стимуляция социального, познавательного, сенсорного, речевого, двигательного развития детей, формирование предметно-игровой деятельности;

- оказание информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка с выявленным нарушением речи или его предпосылками.

На первом этапе (подготовительном) осуществляется:

- первичный прием - выявление запроса родителей;

- заполнение родителями анкеты;

-первичная диагностика в процессе наблюдения за ребенком в его свободной деятельности и в игре с мамой, выявление реальной стадии развития речи ребенка.

На втором этапе (комментирование): ребенок свободно играет один или  с мамой, а логопед комментирует действия ребенка.

На третьем этапе  (присоединение): ребенок свободно играет один или с мамой, логопед наблюдает и ненавязчиво  присоединяется, предлагает свои простые и усложненные игровые сюжеты, необходимые ребенку для прохождения дефицитного умения с самого начала, восполнив существующие пробелы. Одновременно рассказывая маме, что нужно делать, предлагая сделать также во время занятий и впоследствии повторять дома.

На четвертом этапе (рефлексия):

-диагностика речевых умений ребенка;

-при необходимости обсуждение с родителем вариантов дальнейшего речевого развития ребенка и возможных форм обучения.

Требования к месту проведения занятий

Комната (кабинет) для проведения занятий с детьми раннего возраста должен быть светлым, просторным, с напольным ковровым покрытием. Для работы необходимы столы и стулья, шкафы и полки под рост детей, настенные панно: звуковые, для развития мелкой моторики; песочный стол с подсветкой, дидактическая черепаха, горка, домик, сухой бассейн, наборы игрушек различной тематики и фактуры. Все должно быть доступно для детей раннего возраста.

Требования к проведению занятий:

-движение от простого к сложному;

-смена деятельности – спокойные упражнения сменяются подвижными играми;

-повторяемость упражнений и игр, чередование новых упражнений с  уже знакомыми;

-активное участие родителей, выполняющих задания вместе с детьми и помогающих им.

Как правило, 90% детей, имеющих небольшие отставания  в понимании и речи (по результатам анкетирования на выходе) значительно улучшают свои показатели.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie