Конец? Начало? Середина? Консультация для родителей и педагогов.

21 октября 2024 г.
Конец? Начало? Середина? Консультация для родителей и педагогов.
Конец? Начало? Середина? Консультация для родителей и педагогов.

Учитель-логопед: О.Р.Авербах

Уважаемы родители! Совсем скоро мы с детьми начинаем знакомство с очень важной темой логопедической программы – звуковому анализу слов, и начнем мы ее с формированием навыка определения места заданного звука в слове.

Это  действительно полезная и  необходимая консультация! Ведь, чтобы закрепить дома с ребенком навыки анализа слов, родителям, прежде всего, нужно самим хорошо разбираться в нем. 

Взрослые просто обязаны помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.  Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить 

на два больших  периода:
 —   формирование навыков элементарного анализа;
 —   обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

 Первый период,  в свою очередь,  состоит  из частей:
 —   выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
 —   определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
 —   нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

 По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
- затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
-и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

 Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования  элементарных  форм  звукового  анализа.

Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно научить определять местоположение звука в слове.

Эта работа начинается со знакомства детей с гласными звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов.

Затем детей учат выделять первый «поющий» звук в слове.

(В слове аист первый звук [а]. В слове утка первый звук [у]).

Обязательно детям объясняют: если слово начинается с заданного звука, то этот звук находится в начале слова. В слове аист звук [а] находится в начале слова. В слове утка звук [а] находится в конце слова. В слове мак звук [а] не первый и не последний и находится в середине слова.

После знакомства детей с некоторыми «трудными» звуками [н, м, п, т, к, л, р] детей учат выделять последний звук в слове. (В слове мак последний звук [к]. В слове стакан последний звук [н]). После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им объясняют: если заданный звук в слове последний, то этот звук находится в конце слова.

  Для определения местоположения звука в слове используют различные игры и схемы. Сначала используется линейка, разделённая на три равные части. Детям предлагают указательным пальцем ведущей руки показать начало, середину, конец слова. Чтобы правильно определить местоположение звука в слове, дети должны голосом выделить заданный звук и положит фишку или другой, указанный предмет, на соответствующее место в схеме.

Я в своей логопедической практике на протяжении многих лет успешно использую следующие игры: «Бегущая бусинка», «Веселый карандаш», «Где жучок нашел звучок?», «Цветочная полянка», «Аквариум» (с рыбкой и морской звездой), «Крокодил Нил и лягушонок Нок». Конечно, чтобы дети справлялись с заданиями, их нужно научить играть в эти игры.

Вот тут-то и нужна помощь родителей!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie