Для запуска и развития речи ребенка очень важно научить его правильно дышать


Чтоб красиво все сказать, нужно правильно дышать!
Консультация для педагогов и родителей
Логопед: О.Р. Авербах
Для полноценного развития речи ребенка очень важно научить его правильно дышать. Без правильного выдоха - сильной, длительной воздушной струи, нарушается и звукопроизношение, и звучание речи.
Ребенок, с неразвитым речевым дыханием будет недоговаривать окончания в словах, "глотать" их, вдыхать воздух, недоговорив до конца слово или фразу. В результате этого его речь становится торопливой, смазанной, непонятной.
Начинать развивать речевое дыхание нужно уже в раннем возрасте – формировать сильный и плавный ротовой выдох. При этом нужно научить ребенка расходовать воздух экономно и контролировать длительность выдоха. Также у ребенка будет развиваться способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Каким же должно быть правильное речевое дыхание?
-Выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос. Нужно набрать «полную грудь воздуха».
-Выдох должен быть плавным, без толчков.
-Во время выдоха губы не должны быть сжаты, щеки не надувать.
-Во время выдоха воздух должен выходить только через рот.
-Выдыхать нужно до тех пор, пока не закончится воздух.
-Во время говорения или пения нельзя использовать частые короткие вдохи и «добирать» воздух.
У детей с нарушениями речи речевое дыхание имеет следующие особенности:
-Маленький объем легких.
-Слабая дыхательная мускулатура.
-Слабый вдох и выдох – и как следствие, очень тихая речь.
-Неравномерное распределение воздуха.
-Торопливое произнесение фраз на вдохе, «захлебывание».
-Слабый выдох приводит к искажению звуков.
Правильно сформированное речевое дыхание позволяет:
-Быстро усваивать звуки.
-Изменяет силу их звучания.
-Помогает соблюдать паузы.
-Сохраняет плавность речи.
-Позволяет менять громкость и использовать интонацию.
-Для развития речевого дыхания полезно использовать специальные игры.
Игры на развитие речевого дыхания
Следите, чтобы ребенок при выдохе:
-не напрягал мышцы и не поднимал плечи;
-во время выдоха не добирал воздух;
-не надувал щеки, а губы слегка вытягивал вперед.
Делаем игрушку-вертушку.
Предложите ребенку подуть также, как ветер, чтобы вертушка закрутилась. Чем сильнее ребенок дует – тем быстрее будет крутиться вертушка. Поиграйте с силой ветра: дует сильный ветер, а теперь подул слабенький ветерок. Таким же образом можете подуть на бумажный флажок, чтобы он развевался от ветра.
Дуем на одуванчик. Дунуть нужно один раз, но сильно, чтобы слетели все пушинки. Сорвите несколько одуванчиков и устройте соревнование. Детям вообще очень нравится соревноваться, особенно когда они выигрывают.
Выдувайте мыльные пузыри. У кого получится больше пузырей? А у кого получится самый большой пузырь?
Пускайте по воде бумажные кораблики, легкие пластмассовые шарики (для пинг-понга или пластмассовые упаковки от киндер-сюрприза), резиновые игрушки для ванной.
Попробуйте также загнать такие мячики в ворота, прокатить по прямой дорожке (у кого дальше укатится шарик за один выдох), или просто «передувать» их друг другу по поверхности стола.
Попросите ребенка задуть зажженную свечку. Свечка погаснет только в случае сильного и направленного выдоха. Только помните о технике безопасности при обращении с огнем!
Положите ребенку кусочек ватки на кончик носа, пусть попробует сдуть его. При этом дуть нужно будет направленно вверх.
Привязывайте к ниточкам различные бумажные заготовки: листики, бабочки, пчелки, птички, снежинки.
Взрослый надувает воздушный шарик, «запускает» его, а ребенок дует на него, для того, чтобы шарик не упал и не коснулся земли (пола).
Возьмите стеклянный пузырёк или бутылочку, и подуйте в горлышко так, чтобы получился свист и бутылочка загудела. Нужно дуть сильно, вниз, чтобы нижняя губа слегка касалась горлышка.
Наливаете в стакан воду, опускаете в него трубочку, и «булькаете». Обратите внимание, что если налить в стакан много воды, то булькать можно только слабо, потихоньку, а если много – то сильно.
С помощью трубочки можно также играть в футбол – только брать более мелкие и легкие шарики, или скатать их из бумаги.
По аналогии игр с трубочкой, с ребенком можно дуть в свисток, дудочку или губную гармошку. В таких играх сразу слышно по звуку – правильно дует ребенок или нет, да и результат порадует ребенка.
Если используете губную гармошку, то помните, что звук в ней можно получить не только с помощью выдоха, но и вдоха. Таким образом, можно контролировать длительность вдоха и выдоха ребенка, а также его непрерывность.
Дуйте на здоровье всей семьей!