

Что такое логопедическое обследование
Информация для родителей детей среднего дошкольного возраста
Логопед: О.Р. Авербах
Ежегодно в феврале-марте все дети среднего дошкольного возраста нашего ДОУ проходят логопедическое и психологическое обследование для определения дальнейшего образовательного маршрута (зачисление по показаниям РПМПК в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи или же продолжают обучение и воспитание в группах физиологической направленности).
Работа эта очень трудоемкая, кропотливая, как для специалистов, так и для детей.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, логопед подбирает, учитывая возраст ребенка. Во время беседы устанавливается контакт с ребенком, а также выявляется, как понимает ребенок речь взрослого, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Все это помогает логопеду получить представление о речевом развитии ребенка.
Другим приемом обследования является наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ребенку различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
В игровой форме уточняется:
- уровень понимания речи. Понимает ли ребенок простые, сложные инструкции;
- активный словарь ребенка (те слова, которыми ребенок пользуется в собственной речи);
- грамматический строй (правильно ли ребенок образовывает слова и согласовывает их в предложении);
- звукопроизношение (как ребенок произносит звуки, не пропускает, не заменяет ли на другие);
- фонематическое восприятие (достаточно ли четко ребенок различает звуки похожие между собой);
Помимо этого, в ходе обследования выявляются особенности памяти, внимания, мышления ребенка.
Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливается при выполнении ребенком упражнений артикуляционной гимнастики, при этом отмечается плавность и точность движения, а также легкость перехода от одного движения к другому.
Для обследования звукопроизношения подбираются предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук пропускается, заменяется другим звуком или искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но в речи путает их, следует проверить фонематический слух.
Немаловажное значение для логопедической диагностики имеет сбор анамнеза - сведений из истории развития ребёнка. Для этого медицинский работник предоставляет выписку из медицинской карты ребенка, далее идет встреча специалиста с родителями.
В беседе с родителями уточняются анамнестические данные. Это необходимо для того, чтобы понимать возможные причины нарушений. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развития ребенка до настоящего момента.
Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми.
Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка. Оно может показать, потребуется ли помощь других специалистов для решения поведенческих и психологических проблем и нужно ли прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.
При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы.
С результатами логопедического обследования ребёнка обязательно будут ознакомлены родители в индивидуальном порядке. Только так родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у ребенка, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи и возможностях их преодоления.
Следовательно, подводя итог данной консультации, следует отметить, что логопедическое обследование, прежде всего, помогает определить уровень речевого развития ребенка и понять, соответствует ли речевое развитие возрастным нормам.